Я привел их в эту уютную гостиницу да
завалил сугробами все входы и выходы. Я радовался своей выдумке, так
радовался, что вечный снег и тот растаял и горные склоны зазеленели под
солнышком.



Начну чуть-чуть издалека. Я думаю, что снимать что-то по Толкину - неблагодарное занятие по той простой причине, что этот фандом очень консервативен по части каноничности и одновременно, он существует много лет, есть множество противоречащих друг другу течений фанонов (да и сам Проф в одном месте писал одно, а потом писал себе апокриф). В общем, есть конечно вариант взять книгу и снимать побуквенно (как это в свое время сделал Ранкин-Басс), но все это мы уже знаем, и ПиДжей знает и все знают, потому что Хоббит входит в число обязательных для прочтения произведений и у нас, и в англоязычных странах. Есть другой вариант - снимать, показав свой собственный фанон по произведению. ПиДжей пошел по этому пути и мне лично его фанон кажется в большинстве, но не полностью, вполне логичным, поэтому в его фильмах я лично всегда могу найти какие-то фичи, которые мне лично будут интересны и над которыми я с удовольствием подумаю и порассуждаю.
Но не смотря на это, имею сказать, что фильм мне понравился намного меньше, чем первый.
Дальше будут рассуждения, но перед этим скажу, что фильм этот снимался для тех, кто читал как минимум Хоббита и Сильм. Вы не обратили внимания, что Тауриэль в разговоре с Кили говорит что-то вроде: "любимый свет эльдар - свет звезд". Не будем останавливаться на том, что это не совсем верно. Дело в том, что Толкин писал, что лесные эльфы любят больше всего свет звезд и луны, а не все эльфы.Мне лень искать точную цитату, но если надо, я ее найду. Важно другое. Она произносит слово "эльдар" и нигде не объясняется что это значит.Следовательно зритель должен уже об этом знать.
Итак, что мне не понравилось в фильме:
1) фильм был затянут.
2) любовный треугольникык - фигня полная и бессмысленная.
3)Леголас и это моя боль. Леголас по книге и по другим фильмам был персонажем, который был полностью лишен предрассудков против других рас и был совершенно не похож на своего царственного папашу. У меня даже в какой-то момент было подозрение, что он вырос где-то в Ривинделле. Обоснуй на это придумать очень легко при желании.
4) выборы и средневековые отношения. Вы знаете, тут случился прикол, который называется, бойся исполнения своих желаний. Я где-то год назад писала о том, что мне не нравится, что у Толкина монархизм показан совершенно идеализированным и нет там никаких социальных лифтов. И ПиДжей меня видимо услышал и показал в Дейле голодных и бесправных простых людей, полную безнаказанность их бургомистра и т.п. В целом, мой внутренний историк улыбнулся, но год назад я не углядела одного подводного камня, о который ПиДжей меня буквально ткнул носом, сам не зная об этом. А дело в том, что Толкин сознательно проводит селекцию королей и правителей, не позволяя придти к власти такому негодяю, который бы обирал свой народ и использовал власть для удовлетворения своих самых низменных и порочных прихотей. У Толкина короли и правители конечно часто совершают ошибки, но это бывает исходя из их жизненных принципов, но не по причине их низменных потребностей. Если бы этого не было, то мир Средиземья просто бы превратился в наше обычное средневековье. То самое, которое описано в фильме "День расплаты". Кстати, шикарный фильм.
Бургомистр является именно таким персонажем, который из средневековья и такой человек вполне мог иметь место быть, но ПиДжей тут немного не учел. Дело в том, что такие персонажи в истории 1) верили в священностьи непоколебимость своей власти 2) выборов нигде в округе не было, то есть люди могли просто не подозревать, что власть можно менять 3) скажем так, двумя штрихами ПиДжею не удалось показать бедственность положения людей до такой степени, чтобы начать революцию. В общем, меня не очень проняло. Может после второго просмотра проймет, но пока нет.
5) Трандуил - когда я смотрела трейлер, я откровенно думала, что нам покажут конфликт мировоззрений, штрихи которого были в книге: конфликт между удобным пленом и неудобной свободой.
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
Я очень ждала их диалога, но это была полная фигня. Трандуила показали сволочью обычной, причем с учетом как он вывернул соглашение с орком, будь это тыща раз орк, я понимаю Торина, который не захотел иметь с эльфинкингом ничего общего. В общем, я видимо много чего ждала.
6)Не понравились камеры метр на метр. В книге гномов посадили в удобные камеры и кормили между прочим. В общем, смотрите предыдущий пункт.

Фичи, которые мне понравились:

1) Бард (он не похож на себя в книге, но тут он честно предупредил, что в случае неудачи будет городу ппц) - хороший человек, буду ждать продолжения с ним.
2) Торин. Его метания в конце, то, что он оставил Кили в ОГ, то, что в нем боролись два начала. То, что он боялся откровенно, что теперь,когда исполнение мечты под самым носом, его мечта может не исполниться. Поэтому он оставил Бильбо и поэтому он оставил Кили, хотя последнее я не считаю грехом, потому что Кили бы просто убили в Эреборе. Торина можно обвинить разве что в том, что тот не остался с Кили, пока он был ранен, но тут есть смягчающие обстоятельства: он не знал, что стрела была отравлена. А причина была опять же в том, чтобы успеть добраться к тайному ходу до дня Дурина, иначе я думаю он бы остался. Тут я его не оправдываю. Что же касается Бильбо, то ему предложили отказаться. Он не отказался. Да и вообще весь его смысл его тащить был в том, чтобы он достал аркенстон. Если уж тут мы будем обвинять Торина, то давайте начнем с Гэндальфа, который эту кашу заварил и сам предложил взять взломщика. Что касается эпизода когда Торин помешал Бильбо убежать, то я скажу да, это плохой поступок, но если вспомнить на что шли другие ради того, чтобы получить или не отдать этот камень, то давайте не будем. Желанию заполучить этот камень были подвержены все (даже валар), вопрос тут только в том насколько далеко ты ради него готов пойти. Торин в минутном колебании помешал Бильбо убежать, но он встал перед ним с другими гномами и стал защищать. Он сделал все, чтобы защитить своих людей. Дальше будем смотреть дальше.
Аркенстон Эребора - Сильмарил Маэдроса. Это единственное объяснение.
Мне нравится, что ПиДжей не испугался показать этически небезупречного героя, который таки сумел перебороть себя и почти победил дракона. По крайней мере он сделал все, что мог.
3)Описание взаимосвязанный экономики людей и гномов. На самом деле людям очень выгодно жить рядом с гномами, потому что гномы делают украшения и находят камни, которые потом можно перепродать намного дороже, а за драгоценности платить хлебом. Мне эта идея очень понравилась и я тоже так думаю.

В общем моя оценка: могло быть и лучше.