Мне безумно нравится Смолвиль и именно за то, что архиидея всего сериала строится на вопросе "судьба или выбор?" и она неукоснительно развивается, но окончательный ответ всегда остается за зрителем. Зритель решает было ли данное событие следствием решения человека или судьба привела человека к данным решениям. Джор-Эл, в таймлайне последнего эпизода второго сезона выступает в двойной роли. С одной стороны он двигатель, действия которого привели Кларка к решению, которое вызвало у Марты выкидыш (то есть не ясно был бы выкидыш, если бы Кларк просто плюнул бы и пошел по своим подростковым делам забыв про Джор-Эла), но с другой стороны поступки Кларка, которые имели цель позволить ему "избежать судьбы" привели именно к тем последствиям, о которых говорил Джор-Эл. Это все понятно, но давайте не забывать и об одном дополнительном незаметном на первый взгляд выборе, который был сделан в этом же эпизоде, который можно сказать довел пророчество Джор-Эла до логического конца. Это выбор Джонатана, у которого в первый и последний (насколько я знаю) раз в жизни дрогнула его любовь к сыну. Он не дал шанса Кларку даже извиниться и он его отверг. Я уверена, что это длилось не более минуты и конечно через минуту он вышел из палаты Марты для того, чтобы позвать Кларка, но, увы, было уже поздно. Кларк ушел, причем не просто ушел, а ушел в состояние "я больше не хочу быть человеком".
За минутную слабость Джонатан лишился сына и по сути оказался в том же положении, что и Кларк, но без анестезии. Представить страшно тот ад, в котором он жил. К горю прибавилась вина. Кстати, по поводу вины, я уверена, что именно вина останавливала Кларка от возвращения и, когда у него хватило таки духу вернуться, он услышал самое худшее, что вообще мог услышать. Джонатан сказал Марте, что они должны научиться быть счастливыми без Кларка. Мы, зрители, понимаем, что это в Джонатане говорило отчаянье, но для 15-летнего пацана страшнее этого мало что можно придумать.
За эту ошибку Джонатан лишился возможности вернуть сына без принесения жертвы. А жертвой стала его жизнь, которую впрочем он принес без возражений.

P.S. Итог: Джонатан очень хороший отец, но он человек. За то и люблю.